22.01.2008

Он не мог остановиться...

Не сумев перебороть свою страсть к игровым автоматам, 45-летний горняк повесился

Скольких людей в буквальном смысле слова убили игровые автоматы, правоохранители, к сожалению, не подсчитывают. Однако, следя за криминальной хроникой, нетрудно заметить, что число жертв, образно выражаясь, «одноруких бандитов» быстро растет.

Ему же везло?
- Задержали в Донецке студента из Макеевки, который отнимал у прохожих мобилки. Оказалось, игроман, - рассказал на посвященной борьбе с игроманией пресс-конференции начальник отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних ГУ МВД Украины Игорь Сусидко. – Мастер-плиточник, который убил и ограбил повздорившую с ним заказчицу, тоже оказался игроманом: в тот же день добытые кровью жертвы 20 тысяч гривен спустил в компьютерном клубе. А сколько администраторов игровых заведений убивают, чтобы вернуть проигранные деньги! Играют все: от пионеров до пенсионеров. Богатые играют, чтобы повысить в крови адреналин. Бедные верят в большой выигрыш. Это – болезнь…
Не прошло и суток, как эти элементарные выводы подтвердила мне вдова игромана, который сам стал жертвой игры: не сумев побороть эту болезнь, именуемую лудоманией, мучимый совестью шахтер… наложил на себя руки.
- Он, вообще-то, часто выигрывал, даже по сотне и по нескольку тысяч, не без зависти, - вспоминают знакомые покойного. - Но, пока все не проиграет, никогда не уходил. Говорил, что уже, образно говоря, три «Ланоса» проиграл. Но если бы он остановился, то по крайней мере цветной телевизор купил бы. Мог бы там днями и не торчать, как мальчишка. Он же не с «одноруким бандитом» сражался, а играл в такие автоматы, где все не просто, где можно повышать ставки, - ошибочно полагают сторонние наблюдатели. - Выиграл себе тысячу - и ушел. Чего он добивался?
В день того памятного всем большого куша - четыре тысячи гривен (цветной телевизор, как выразились товарищи покойного) - вытаскивать везунчика из клуба пришел его старший сын. «Отец, забери деньги и пойдем. Ты же мне слово давал», - попросил парень. Но все пирующие за счет победителя ополчились против визитера: «Пусть играет!» Отец посмотрел на сына, как на незнакомца, и снова сел к автомату. Домой «счастливчик» вернулся без копейки в кармане...
- Возле автомата муж становился совсем другим человеком, у него даже голос менялся, - вспоминает вдова покойного. - Не мог он бросить. Я убедилась, что нет разницы, во что играешь, игра засасывает, как наркотики…

«Это хуже наркомании»
Жене шахтер так и объяснял, каждый раз прося прощения за проигранную зарплату: «Ты не знаешь, как это страшно! Это хуже наркомании!» Он стал «заливать» проигрыши спиртным, сутками пропадал в игровых клубах, а приходя домой, «программировал» себя: «Я повешусь». Ему было стыдно перед семьей и перед товарищами по работе. С шахты он вскоре уволился, благо подземный стаж шахтер себе уже заработал. Но все же мучимый совестью игроман пытался вернуться к реальности: устроился на частное предприятие. Оценив опыт нового работника, его сразу же поставили бригадиром. Месяц он летал на работу, как на крыльях, и об игровых автоматах, казалось бы, и не вспоминал. Он торжественно поклялся жене и детям, которыми не без основания гордился, что с виртуальными играми покончено, но…
Первую же зарплату горняк домой не донес. Ну не пройти в этом маленьком райцентре мимо игровых залов, которые на каждом шагу! Что толку с того, что правила запрещают ставить игровые автоматы на территории возле учебных и лечебных заведений? Так по пути от этих самых заведений и предприятий, где трудятся кормильцы семей, автоматов тьма. На автобусных остановках возле шахт питейные заведения и автоматы-«столбики» растут, как грибы. Думает ли шахтер, желающий расслабиться после работы, что, садясь к монитору, он падает в бездну? Нет, конечно! Спохватывается человек обычно поздно. Во многих странах лудоманию официально признали болезнью еще 20 лет назад. И даже в соседней России поняли, что этим очагам беды не место в жилых кварталах, и вынесли игорные заведения за черту городов. В таком «Лас-Вегасе» и правоохранителям ситуацию контролировать легче, и у игромана будет время подумать, пока доедет. А кто-то и вовсе передумает ехать за город.

Не ищите «золотых таблеток»
Не спорю, убрать с улиц и оживленных мест эти «игрушки» будет непросто. Этому будут противостоять все, кто имеет от этой беды бешеные деньги. Как-то, попав в одно купе с инкассаторами, везущими выручку от игровых автоматов хозяину в Киев, я, спотыкаясь о сумки, набитые «мягкой» налично-стью, и бумажные мешки с мелочью величиной во всю полку, невольно поинтересовался: «Это за месяц?» Оказалось, за неделю.
Глядя в лицо женщины, которой за последние три года пришлось перенести столько страданий, я вспоминал эти звенящие мешки чужого горя. Ее муж покончил жизнь самоубийством через девять дней после своего 45-го дня рождения. А еще через два дня она узнала, что полтора года ей придется выплачивать ссуду в 10 тысяч гривен(!), которую муж взял в банке и явно оставил в игровом клубе. Женщина согласилась поговорить с журналистом только потому, что хотела узнать, лечат где-нибудь от этого пристрастия или нет.
- Он не раз меня просил: давай поедем в Донецк – мне нужно закодироваться, - вспоминает вдова. – Да только к какому врачу нужно ехать и сколько это будет стоить, мы не знали.
Оказалось, такие специалисты у нас есть, но, увы, в небольшом количестве.


комментарий
Психологическая зависимость от игры иногда сильнее тяги к наркотикам Михаил Беро, главный психотерапевт Донецкой области, директор областного медико-психологического центра

- К сожалению, игроманы и их родственники не часто решаются обратиться к врачам: или саму болезнь не признают, или стесняются признаться в этой проблеме. Мы помогли избавиться от зависимости десяткам игроманов, а могли бы помочь сотням. У нас в центре есть кабинет кризисных состояний, в котором ведут прием врачи, прошедшие специальную подготовку в Киеве, в отделе пограничной психиатрии клиники Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии. Наш кабинет, созданный пять лет назад в рамках программы «Здоровье нации», - не хозрасчетный. Но у нас нет «золотых таблеток», которые избавили бы человека от лудомании в одночасье. Даже комплексное медико-психологическое кодирование будет длиться несколько дольше, чем длилось привыкание человека к игре. Главное - если человек сам уже не справляется с психологической зависимостью от игры, но хочет остановиться. Не ищите бабушек, якобы кодирующих «по фотографии». Ведь психологическая зависимость от игры, правда, иной раз сильнее тяги к наркотикам. Неудивительно, что и избавиться от нее сложнее. Потому лудоману уместнее обращаться к квалифицированному врачу-психотерапевту, не надеясь на то, что он сам сможет вдруг «завязать».
Можно записаться на прием к врачу в кабинет кризисных состояний по телефону
77-06-60 или к врачу Игорю Николаевичу Федоровскому - 77-27-22.

Комментариев нет: